// Читаем статью...

Полезные советы

Не ошибиться с выбором аутсорсера

Учетные, налоговые и юридические функции прибыли не приносят и считаются второстепенными. Но их непосредственное влияние на результаты всего предприятия таково, что они определяют устойчивость бизнеса и его перспективы.

Чтобы правильно выбрать аутсорсера, определитесь, чего именно вы от него ожидаете – экономии по сравнению с содержанием собственных служб, повышенной ответственности (за результат), удобства в работе или компетентности.

От эффективности работы бухгалтерской службы зависит все предприятие, а иногда и его существование, поэтому вопрос организации и управления функциями бухгалтерии должен входить в компетенцию самого высшего руководства наряду с основной, профильной, деятельностью.

Как правило, руководитель знает все особенности и нюансы профильной деятельности предприятия, тогда как учет, налоги и право для него – «черный ящик». Реально управлять и контролировать при этом невозможно, поэтому решение доверить функции учета, налогов и юридической защиты наемным специалистам выглядит логичным. Но именно это решение создает для предприятия скрытые и неконтролируемые риски. Очень неприятная для руководителя особенность учетных функций состоит в том, что все основные ошибки, способные нанести предприятию значительный ущерб, могут годами никак себя не проявлять до определенного момента (налоговой проверки, судебного иска, нарушения контрагентом обязательств и т.п.). Когда такой момент наступает, поднимать вопрос о виновных и их ответственности за ущерб уже бесполезно. Во-первых, размер ущерба, как правило, таков, что наемный специалист просто не способен его покрыть, а во-вторых, часто оказывается, что ошибка вообще допущена его предшественником.

Думать, что ответственность делегирована наемному специалисту – опасная иллюзия для руководителя. Наемный работник не способен принять на себя ответственность, за его ошибки всегда будет расплачиваеться предприятие, независимо от того, понимает это руководитель или нет.

Оперативно контролировать компетентного специалиста может только еще более компетентный специалист, поэтому построение службы текущего контроля (внутреннего аудита) – сложная и дорогостоящая задача, которая по плечу только большим предприятиям. Средний, а тем более малый бизнес, редко может себе это позволить.

Аутсорсинг позволяет предприятию как решить вопрос организации контроля (оперативного и итогового), так и передачи самих функций на исполнение аутсорсеру, т.к. потенциально имеет ключевое преимущество: на аутсорсера можно возложить ответственность за результат. На сотрудника нельзя возложить ответственность, а на аутсорсера можно. Значит, появляется возможность полного делегирования с контролем «по результату». Но эта ответственность должна быть детально определена в договоре и подкреплена, как минимум, реальным договором страхования профессиональной ответственности.

Аутсорсер, ведущий ценовую войну с расходами клиента на собственных специалистов, будет приносить в жертву либо ответственность, либо компетентность, либо все сразу.

Чтобы правильно выбрать аутсорсера, определитесь, чего именно вы от него ожидаете – экономии по сравнению с содержанием собственных служб, повышенной ответственности (за результат), удобства в работе или компетентности. Не требуйте всего сразу: одновременное выполнение этих требований в принципе невозможно.

У специализированного аутсорсера гораздо больше возможностей специализации, развития профессиональных знаний и исследований, чем у специалистов соответствующих служб самого предприятия. Опыт узкопрофессиональных специалистов может быть объединен и получена синергия. Но это – тоже лишь возможность. Специализация, знания и исследования должны быть очевидны в виде публикаций, научных работ, признания профессионального сообщества, реализованы в виде проектов и подтверждены клиентами. Должны быть технологии объединения и систематизации опыта в виде организационной структуры, аттестационных процедур, внутренних стандартов и т.п.  Аутсорсинг как технология позволяет клиенту быстро изменить масштабы или направления сотрудничества, и при этом заметно сэкономить на затратах на организацию, закупки оборудования, поиски офиса, наем специалистов, или наоборот, – увольнение, сворачивание работы и т.д.

При выборе партнера для аутсорсинга следует помнить, что и эти, и почти все другие преимущества аутсорсинга – только возможности, которые еще нужно реализовать. Если эти преимущества не реализованы, то их и нет. В то же время – главный недостаток – степень зависимости аутсорсера от клиента гораздо меньше, чем зависимость сотрудника от работодателя, а «прозрачность» работы гораздо меньше, чем прозрачность собственных служб клиента. Аутсорсер для клиента – terra incognita. Поэтому, явится аутсорсинг решением или только увеличит риски, зависит от выбора, который сделает предприятие и его руководитель.

Сергей Булавский, «Акотакс«; по материалам статьи в журнале «На стол руководителю»

Обсуждение

Комментирование этой статьи недоступно.

Комментирование недоступно.

Бухгалтерские услуги и аутсорсинг

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930