На Западе давно и активно развивается аутсорсинг, телеработа, виртуальные офисы и т.д. Правда, те большие и впечатляющие цифры, о которых Американский институт аутсорсинга говорил несколько десятилетий назад, не подтвердились даже на половину, но, тем не менее, динамика у них все равно положительная. В то же время фрилансеров в различных областях становится все больше, а их гонорары все выше.
Наша страна некоторое время назад тоже включилась в это движение, причем сразу с двух сторон. С одной стороны, со словами: «Я что, должен быть привязан к этому стулу»,- вчерашние сотрудники двинулись в сторону индивидуального предпринимательства, а с другой стороны, руководители компаний стали, наконец, понимать, что нужно делать с бизнес-процессами и решили отдать их на сторону. И я тоже не оказалась исключением. Помню, как вела семинары по этому самому аутсорсингу, помню, как объясняла своим клиентам, какие процессы можно, а какие нельзя отдавать сторонним организациям. Тогда это все казалось здорово и правильно. А что же показало время? А время показало следующее: мы к этому абсолютно не готовы, и не знаю даже, когда будем готовы вообще. В результате, руководители часто выбирают фриланс в форме «приходящего бухгалтера» вместо нормального аутсорсинга бухгалтерии.
Слушаю, как рассказывает наш историк моды и известный декоратор Александр Васильев про свою работу во Франции, и понимаю, что большинству наших людей этого напряжения просто не надо. Например, ему позвонили и сказали, что через два дня нужны новые декорации к какой-то там опере, что он их должен сделать и привезти, чуть ли не в Бразилию. И он садится и двое суток их делает, а затем летит, везет, боится подвести или не угодить. А на вопрос наших удивленных соотечественников: «Неужели ты за это возьмешься?»,- он отвечает просто и лаконично, что могу, конечно, отказаться, но тогда больше никто никогда здесь уже ничего мне не предложит. Я не утверждаю, что на такое напряжение мы в принципе неспособны, конечно, способны, но не систематически. Как подвиг – да, а как работа – нет.
По формальным требованиям, фриланс хорош там, где есть конкуренция и достаточное количество профессионалов. Больше, на первый взгляд, ничего и не нужно для его развития. Но если большинство людей живут по принципу «лучше за рубль лежать, чем за три бежать», то, как быть с этим, неформальным условием?
Мои размышления начались с ответа на простой вопрос: «Что поменяется в компании, если некоторые сотрудники будут выполнять свою работу дома?». Теоретически ничего. А практически – все, потому что изменится самое главное: инициатива уйдет от руководителя к исполнителю, к людям, которые в этом не заинтересованы. И тогда, быть или не быть вашему проекту, решать уже не вам. Думаю, все, кто заказывал какие-либо услуги на стороне, знают, что сначала все идет хорошо, а потом почему-то становится все труднее и труднее дозвониться, затем заставить доделать начатое, выдержать сроки и качество. И вот глядишь, вы уже сами доделываете его работу или берете нового человека.
Для такого экономического явления как фриланс, в обществе, кроме конкуренции и профессионализма, у людей должно быть совершенно другое чувство свободы, а, следовательно, и ответственности.
Автор: Ирина Куракина,
Консалтинговая компания «Провокация РОСТА»
Обсуждение
Комментирование этой статьи недоступно.
Комментирование недоступно.