Роман Власов, человек достаточно искушенный в вопросах “западного” учета. Имеющий опыт практической и преподавательской деятельности по МСФО и US GAAP. Больше десяти лет занимал управленческие должности в бухгалтериях крупных компаний. Сейчас возглавляет бухгалтерию “дочки” транснациональной корпорации Dow Chemical. Тем не менее захотел посмотреть, как организован этот труд в стране — законодательнице бухгалтерских мод. Своими впечатлениями он делится в опубликованной статье.
Решил отправиться на трехнедельную стажировку в США по “Программе эффективного производства”. Программа проводилась Центром Гражданских Инициатив при поддержке госдепартамента США и существовала около 15 лет. Мне удалось “запрыгнуть в последний вагон”, так как сегодня программа уже прекратила свое существование. Она была направлена на изучение бухгалтерского бизнеса изнутри путем общения с успешными профессионалами-практиками. Мне повезло — я поехал в Калифорнию, пятую экономику мира, где один из самых высоких уровней жизни в мире. Здесь гармонично развиты и высокие технологии, и сельское хозяйство, а регион является одним из мировых финансовых центров. В общем — яркий образец грядущей глобализации. Мы посетили около десяти успешных бухгалтерских фирм, таких как ArmaninoMcKenna, GROCO, RINA Accountancy Corporation и т. д. Профессионалы, с которыми мы общались, были открыты, конкретны и готовы поделиться накопленным опытом.
Профессионализм
В Калифорнии профессия бухгалтера очень востребована, требует обширных знаний и многочисленных навыков. В целом по США численность таких специалистов превышает 3 млн человек (население США составляет 300 млн), из них сертифицированных бухгалтеров, имеющих степень CPA (Certified Public Accountant), около 300 тыс. Американские бухгалтеры трепетно относятся к этой степени: необходимо сдать несколько трудных экзаменов, а также соблюдать профессиональные этические нормы. Они зачастую отказываются от неблагонадежных клиентов, которые могут поставить под сомнение репутацию профессионального бухгалтера. Но и экономический эффект от этого очевиден: если начинающий бухгалтер получает $40—60 тыс. в год, то СРА со стажем 3—5 лет — уже от $70 тыс., а со стажем 5—10 лет — уже от $150 тыс. Но все, конечно, зависит от занимаемой позиции, компетенции и активности бухгалтера. Надо сказать, демографический кризис дает о себе знать и в США, в ближайшие годы около 30% американских бухгалтеров уйдут на пенсию. А рынок бухгалтерских услуг еще далек от насыщения, значит, стоимость бухгалтерских услуг будет только возрастать.
Основа бизнеса
В специализированных бухгалтерских компаниях львиную долю услуг занимают традиционные: бухгалтерский учет и налоговое консультирование. Но это зависит от размера фирмы. Около 60% доходов мелких фирм и 40% средних фирм приносит оформление декларации по налогам на доходы физических лиц и подача ее в налоговое управление США (Internal Revenue Service — IRS). Стоит отметить, что налоги являются главной статьей расходов граждан США. Чтобы заплатить налоги, среднестатистический американец должен проработать 116 дней в году. Ставка рассчитывается по прогрессивной шкале и может варьироваться от нуля до 35% в зависимости от уровня дохода. Тут вспомнились знаменитые слова А. Эйнштейна: “Самое сложное в мире — понять американское законодательство о подоходном налоге”. На что американские бухгалтеры улыбались и говорили, что с тех пор этот налог стал еще более сложным. Впрочем, бухгалтерам это на руку, так как способствует росту спроса на их услуги. По статистике 61% американцев вынуждены прибегать к услугам бухгалтеров. Стоимость услуг по заполнению декларации в среднем составляет $200—800. Но в целом по США подсчитано: чтобы заплатить доллар налогов, налогоплательщик в среднем тратит около 20 центов.
Эта тенденция касается всех налогов, деловая жизнь стремительно изменяется, возникают новые рынки, развиваются экономические отношения, что способствует частым изменениям в налоговой сфере. Нам показали толстый том — это изменения только федерального налогового законодательства за год. Как нас заверили, российские бухгалтеры только в начале пути — в России налоговое законодательство развивается 15 лет. В США же — несколько столетий, его сложность и неопределенность возрастает, что способствует более глубокой специализации бухгалтеров и передаче этой функции на аутсорсинг.
Что касается собственно бухгалтерских услуг, то они состоят из трех уровней, в зависимости от точности получаемой на выходе отчетности: компиляция (Compilation), ревизия (Review), аудит (Audit). Компиляция (Compilation) — это составление финансовой отчетности без проверки точности данных и без предоставления гарантии ее соответствия US GAAP. Стоимость компиляции составляет 1/3 от стоимости ревизии, и в среднем для небольших компаний это стоит около $20 тыс. в год, что в два раза дешевле, чем держать в штате CPA. Поэтому эта услуга имеет наибольшее распространение среди бухгалтерских фирм. Отчетность после ревизии (Review) дает гарантию надежности финансовой информации без проведения CPA аудиторской проверки в соответствии с общепринятыми правилами аудита, стоимость этой услуги — 1/2 от стоимости аудита.
Рынок услуг
Рынок бухгалтерских услуг в США очень разнообразен. Кроме традиционных, привычных нам видов услуг (ведение бухгалтерского учета, налоговое консультирование, аудит) американские специалисты постоянно расширяют их перечень и включают в него финансовое и инвестиционное планирование, управление бюджетом для клиентов — физических лиц, консультирование в области информационных технологий, некоторые юридические услуги, например, оформление наследства.
В настоящее время большинство мелких и средних коммерческих компаний в США уже передали все или часть бухгалтерских функций на аутсорсинг.
В настоящее время большинство мелких и средних коммерческих компаний уже передали все или часть бухгалтерских функций на аутсорсинг. Для примера: мелкой в Калифорнии считается компания с годовым оборотом до $100 млн, что в России считается скорее порогом перехода в разряд крупных. Средние коммерческие компании c оборотом $200—300 млн в год стараются передать в первую очередь на аутсорсинг такие функции, как расчет заработной платы и налоги. В этом случае бывшие главбухи становятся финансовыми контролерами или финансовыми директорами, принимают активное участие в принятии управленческих решений, организации процессов бюджетирования и управления затратами.
В крупных корпорациях, акции которых имеют котировки на фондовых биржах, в дополнение к этому озабочены проблемой раннего закрытия бухгалтерских книг. Корпорации мирового масштаба закрывают бухгалтерские книги в течение пяти дней. Дело в том, что в 2006 году комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) снизила срок предоставления финансовых отчетов с 75 до 60 дней после завершения финансового года (срок формирования квартальных отчетов до 40 дней). С другой стороны, в 2002 году после краха Enron был принят закон по защите инвесторов, известный как Закон Сарбейнса—Оксли (SOX). Согласно данному закону, кроме всего прочего, к годовому отчету компании должно быть приложено заявление высших руководителей о том, что они несут ответственность за создание и поддержание на должном уровне внутреннего контроля компании. А это, в свою очередь, привело к увеличению времени для формирования и анализа отчетности. Поэтому сокращение времени на закрытие бухгалтерских книг помогает высвобождать ресурсы для формирования отчетности. Кроме того, быстрое закрытие книг укрепляет доверие инвесторов. Поскольку если этот процесс происходит медленно, то он, вероятно, нарушен. Что приводит к выводам о возможном несоответствии отчетных данных.
Этот закон кардинально затронул всех бухгалтеров: корпорации вынуждены тратить значительные средства на дополнительный документооборот и специалистов, заниматься аудиторской деятельностью стало достаточно рискованно, поэтому мелкие и средние бухгалтерские фирмы стали отказываться от аудиторских услуг в пользу налогового консультирования. Аудит стал прерогативой крупных фирм, что способствовало значительному их росту. Так, например, компания ArmaninoMcKenna, входящая в число двадцати пяти лучших бухгалтерских фирм США, благодаря этому закону выросла на 300%, и в настоящее время ее годовой оборот составляет около $18 млн.
Организация труда
Организация бухгалтерского труда зависит от политики фирмы. В Калифорнии идет обоюдная конкуренция: как работников за рабочие места, так и работодателей за работников. Ряд фирм проводит агрессивную политику, с большей интенсификацией труда, где работники быстрее растут в профессиональном плане, но и работают “на износ”. Другие фирмы применяют более щадящую политику. Например, последний “писк” организации бухгалтерского труда — это полностью электронный документооборот и рабочее место бухгалтера с двумя мониторами. Причем тенденция идет к тому, что количество мониторов будет только увеличиваться. Естественно, это приводит к быстрой потере зрения и прочим возможным заболеваниям. Поэтому многие фирмы отказываются от таких (казалось бы эффективных) инструментов.
Конечно, информационные технологии оказывают сильнейшее влияние на производительность труда в США. Большое внимание также уделяется гибкому управлению персоналом, мотивации, коммуникации и time management. Текучесть кадров составляет в среднем по США 20%, поэтому управление компанией больше ориентировано на менеджмент среднего уровня. В Калифорнии, кстати, ощущается острый недостаток руководителей среднего звена в бухгалтерии. Если к личным качествам рядовых бухгалтеров предъявляются такие требования, как знание технологий, хорошая коммуникабельность, умение выполнять поставленную задачу в срок, то для менеджеров необходим опыт работы, способность обучать новых работников, проводить исследования и акцентирование на сроки выполнения работ.
Выводы и тенденции
При сравнении с американскими коллегами большое уважение вызывают российские специалисты. Особенно главные бухгалтеры отечественных производственных предприятий, которые на протяжении многих лет тащат на себе не только налоги, бухгалтерский и управленческий учет, но еще и автоматизацию учета, а в последнее время зачастую и МСФО. В Америке таких бухгалтеров просто нет — каждый выбрал себе по душе специализацию, благо есть выбор и труд хорошо оплачивается. С моей точки зрения, тенденции, описанные выше, начинают появляться и в России: глобализация и демографический кризис, усложнение налоговой системы и внедрение информационных технологий, появление новых рынков. Все это будет не только повышать спрос на услуги бухгалтеров, но и способствовать возникновению новых услуг. Что, в свою очередь, приведет к более достойной жизни российских специалистов в этой области с любым уровнем квалификации и взглядами на профессиональную карьеру.
Роман ВЛАСОВ (фото автора)
Источник: ИРА «Биржа Плюс»
Обсуждение
Комментирование этой статьи недоступно.
Комментирование недоступно.