// Читаем статью...

Обзор прессы

Отметили толчок рынку аутсорсинга

Эффективность. Тяжелая экономическая ситуация всколыхнула интерес российских предприятий к выводу операций за штат. Похоже, только ленивый не воспользовался этим в 2009 году.

Причин для интереса две. Во-первых, аутсорсинговые компании снижают цены на свои услуги. Интернет пестрит объявлениями типа «Заключите договор на бухгалтерское обслуживание в октябре и получите скидки 50% на первые полгода». Во-вторых, аутсорсинг действительно позволяет если не сэкономить, то уж точно поднять эффективность. И персонал можно сократить: тяжело отстаивать жесткую позицию с собственными сотрудниками. А со сторонними исполнителями можно не церемониться. В случае просрочки применяются штрафные санкции, а ненадлежащего качества услуг – договор разрывается.

Многие компании усиливают направление аутсорсинга в расчете на компенсацию потерь от основного вида деятельности. Например, группа «Оптима» специализируется на IT-консалтинге, но компания Tescom, работающая в составе холдинга, предлагает услуги IT-аутсорсинга. До кризиса Tescom в основном оказывала услуги компаниям самой группы. «А с IV квартала 2008 года наметился рост выручки от услуг внешнего IT-аутсорсинга», – отмечает финансовый директор «Оптимы» Валерий Орлов. Появилась посторонняя клиентура, и руководство группы задумается о расширении штата.
Повышенный интерес к аутсорсингу заставляет задуматься и финансово-устойчивые компании. Руководство «Комстар-ОТС» отмечает, что в связи с кризисом многие компании принялись выводить на аутсорсинг услуги, связанные с телекоммуникационным и IT-обслуживанием. «Дешевле обратиться к профильной структуре, чем содержать собственный штат, – говорит представитель «Комстара» Екатерина Невская. – Это одна из возможностей для компаний отрасли IT и связи, которая открывается перед ними в ситуации нестабильности: найти новых клиентов и предложить уже имеющимся дополнительные сервисы».

Умственные усилия

Услуги аутсорсинга можно разделить на две категории – интеллектуальные и производственные. Оценить объем российского рынка аутсорсинга никто не берется, но опрошенные компанией «АйТи» 772 представителя различных компаний отметили: более половины российского рынка приходится на «интеллект» – бухгалтерию, кадровое сопровождение, маркетинг, пиар. В странах с развитой экономикой предпочтение отдается производственному аутсорсингу. Доходит до того, что некоторые компании представляют собой «оболочку», содержащую набор аутсорсеров. Классический пример: компания Nike не владеет ни одной фабрикой и занимается лишь маркетингом и продвижением брэнда.
Отечественному бизнесу до такого доверия к аутсорсинговой модели еще далеко. Но отдельные организации уже более пяти лет смотрят на нее не как на «пробный шар», а целенаправленно используют в проектах по повышению рентабельности. Например, «Еврохим» в 2008 году выделил 1,5 млрд рублей на повышение рентабельности принадлежащей ему промышленной группы «Фосфорит». Всего было выполнено 38 инвестиционных проектов, большинство из которых предполагало модернизацию производственных мощностей и автоматизацию. Один из проектов был посвящен реструктуризации предприятия с передачей непрофильных функций на аутсорсинг. «Благодаря реализации инвестпроектов мы закончили 2008 год с положительными финансовыми результатами, – говорит исполнительный директор «Фосфорита» Владимир Ерлыков. – И вышли на заданный уровень рентабельности». Правда, из-за кризиса завод встал на плановый ремонт чуть раньше запланированного срока – в ноябре 2008 года. Во власть сторонних исполнителей передаются сервисные службы и ремонты (производственный аутсорсинг). А привлечение сторонних консультантов на постоянной основе при составлении финансовой отчетности относится уже к интеллектуальному аутсорсингу.

Компания «Комстар-ОТС» третий год выводит на аутсорсинг непрофильные услуги: охрану, автомобильный сервис, уборку помещений, обслуживание рабочих мест пользователей, питание сотрудников. «Все поставщики, согласно единой политике группы, выбираются на конкурсной основе, многие – с использованием системы электронных торгов», – говорит Екатерина Невская.
В кризис и производственное, и интеллектуальное направления аутсорсинга приобретают все больше сторонников. Инвестиционная корпорация «Роснано» решила оптимизировать закупочную деятельность: отказаться от бумажного документооборота в пользу системы электронных торгов. И занялась созданием на базе интернет-системы B2B-Center решения «B2B-Роснано», которое будет интегрировано в единую сеть B2B. Корпорация получит доступ к номенклатуре товаров, работ и услуг 30 тыс. компаний. Создание системы планируется завершить до конца 2009 года.

Экономия под вопросом

Главный постулат аутсорсеров: их услуги позволяют сократить расходы компаний. Но большинство клиентуры отмечает, что экономии не происходит. Скорее за те же или чуть большие деньги бизнес получает выросшую в разы эффективность.

Но когда каждый рубль на счету, не до жиру. Екатеринбургская «Юланд Компани» (производство и торговля хлебобулочными изделиями) пользовалась услугами налогового консультанта, сотрудничая по схеме аутсорсинга – проблемы решались в рамках годового договора. С 2009 года руководство компании отказалось от аутсорсинга. В штат был нанят недорогой специалист, а услуги внешнего консультанта оплачивались разово в зависимости от сложности каждой проблемы.
Не все готовы жертвовать удобством в пользу экономии. К примеру, медиаселлер «Видео Интернешнл» располагает сетью из 250 точек в 31 городе России, оборудованных специальной техникой для демонстрации рекламы. Аутсорсинговый контракт на техническую поддержку компания заключила в 2007 году. Несмотря на падение объема рынка рекламы, «Видео Интернешнл» не отказалась от услуг аутсорсера. «Аутсорсинг обеспечивает прозрачную цену на обслуживание одной рабочей станции независимо от ее месторасположения. Кроме того, мы можем регулировать уровень сервиса для обеспечения необходимого функционала, чем и воспользовались в условиях повсеместного снижения затрат», – говорит IT-директор ГК «Видео Интернешнл» Алексей Свирский. В новом контракте, заключенном в начале 2009 года, предусмотрено несколько уровней обслуживания инцидентов в региональных точках, привязанных к затратам.

Внутрь или наружно?

Большинство холдингов – сторонники внутреннего аутсорсинга. Группы частенько создают собственные подотчетные компании. Тот же «Еврохим» по некоторым направлениям отказался от внешнего аутсорсинга в пользу внутреннего. Например, до июля 2007 года плановый ремонт вагонов «Еврохима» был отдан на аутсорсинг РЖД. Однако сроки постоянно не соблюдались, в результате 20% от затрат на содержание вагона приходилось на его доставку и непроизводительный простой. Приходилось обращаться к другим операторам железнодорожных грузоперевозок. Кроме того, стоимость услуг РЖД росла с завидным постоянством. Поэтому со второй половины 2007 года «Еврохим» приступил к строительству вагоноремонтного депо на базе «Невинномысского азота» за 26 млн рублей. Работы планировалось завершить в апреле 2009 года, но кризис «затормозил» проект.

Наталья Анищук, журнал «Финанс»

Обсуждение

Комментирование этой статьи недоступно.

Комментирование недоступно.

Бухгалтерские услуги и аутсорсинг

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930