За последние 10 лет аутсорсерам в различных сферах удалось доказать, что их услуги — не блажь «ленивого» клиента, а помощь в нелегком деле оптимизации разного рода процессов в стенах заказчика. Под этим подразумевается сокращение размера фирмы до приемлемого уровня, а также возможность сосредоточить внимание на основных, характерных для заказчика видах деятельности.
Уборка, приготовление пищи для персонала, обеспечение безопасности — их в руки аутсорсеров отдавали в первую очередь. Чуть позднее компании, убедившись в эффективности передачи «всего лишнего» под контроль провайдера, стали отдавать на аутсорсинг (полностью или частично) информационные системы, логистику, кадровый учет, бухгалтерию. В общем, все то, что отвлекает их от сути самого бизнеса. Компании понимают, что аутсорсинг бизнес-процессов становится одним из самых удобных инструментов оптимизации.
Удобный инструмент — значит, гибкий. Бизнес клиента (за редкими исключениями) уникален. Требуется индивидуальный подход при переводе функций на аутсорсинг и четкое соблюдение процедур взаимодействия, форм и сроков, стандартов и отчетности. Для того чтобы достичь требуемого результата, выстраивается оптимальный алгоритм. Важная роль в этой цепочке взаимоотношений отдается единой информационной системе. И в небольшой фирме, и в холдинге с разветвленной сетью филиалов по всей стране производить расчет заработной платы, вести кадровый учет и управлять персоналом проще в одной КИС. Есть возможность настроить учетную систему таким образом, чтобы организовать совместную работу в системе уполномоченных представителей провайдера и клиента. Крупные компании, где бухгалтерия встроена в систему управления производством и ресурсами предприятия, чаще используют аутсорсинг расчета заработной платы.
Но вернемся к азбуке аутсорсинга бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO). Он остается наиболее глубокой формой аутсорсинга, которая предполагает самое тесное взаимодействие между заказчиком и поставщиком услуг. В отличие от традиционного аутсорсинга отдельных задач, BPO может не иметь временных ограничений и фиксированного бюджета. В его рамках клиент передает не просто отдельные задачи, а замкнутую функциональную область внутри своего бизнеса.
Термином BPO редко пользуются, когда говорят об обслуживающих процессах (клининге, обеспечении питанием). В большинстве случаев аббревиатура подразумевает аутсорсинг высокоуровневых процессов, которые, как правило, связаны с управлением финансами, персоналом, маркетингом или юридическим обеспечением организаций. Очень часто под аутсорсингом бизнес-процессов, к примеру, понимается передача функций управления ИТ-технологиями.
Важное и экономически обоснованное отличие BPO от аутсорсинга задач заключается в том, что снижение издержек достигается не только за счет более высокой компетенции подрядчика в бизнес-процессах или задачах или процессах, которые ему передаются, но и за счет долгосрочности периода. Часто для BPO требуется относительно длительный установочный период — полгода. Зато впоследствии все плюсы аутсорсинга бизнес-процессов — как на ладони. Контролируемость и предсказуемость расходов — в первую очередь. Она достигается с помощью ясных финансовых условий, регламентированных в договоре и SLA.
Но и без подводных камней в мире BPO не обходится. Недостатки все же есть. К ним можно отнести сравнительную сложность в реализации. Ведь передать стороннему подрядчику не просто конкретные задачи, а полноценные бизнес-процессы сложнее. И это означает, что данный вид аутсорсинга требует более серьезного предварительного анализа при выборе подрядчика, а также возможной адаптации бизнес-процессов к их передаче на сторону.
Также надо отметить, что BPO при всей индивидуальности подхода и стопроцентной ориентации на клиента «работает» в случае с типовыми процессами. Специфичные функции передать в руки аутсорсеру будет сложно, так как он не знает этих механизмов. Его экспертиза — в детальном знании традиционных функций, будь то бухгалтерский учет, документооборот или еще что-то.
«Безусловно, на аутсорсинг нельзя отдавать ключевые бизнес-процессы, поскольку это равнозначно передаче всего бизнеса в чужие руки, — констатирует Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort. — Клиент зарабатывает на том, что знает лучше других, как это работает. Аутсорсер, напротив, подменяет стандартные функции, у которых есть определенная стоимость. Ее всегда можно сравнить с предложениями других сервис-провайдеров. И чтобы получить максимальный эффект, на аутсорсинг надо передавать типовые, рутинные функции не из числа ключевых».
Автор: Галина Козорезова. Outsourcing.ru
Обсуждение
Комментирование этой статьи недоступно.
Комментирование недоступно.