// Читаем статью...

Обзор прессы

Сами себе аутсорсеры

В кризис в аутсорсинге сложилась парадоксальная ситуация: интерес к нему вырос, а реальный спрос упал. Большинство компаний по-прежнему не понимают, зачем им аутсорсинг.  По некоторым оценкам, к 2010 г. совокупный объем мирового рынка аутсорсинга деловых услуг составит $110 млрд. В одном из исследований «Эрнст энд Янг», которое было проведено в разгар кризиса в Европе, приведены данные, согласно которым большинство (49%) компаний прибегли к аутсорсингу, потому что видят в этом снижение затрат. Еще 33% привлекли сторонних специалистов, чтобы повысить качество работ, 28% — потому, что видят в аутсорсинге стратегическое совершенствование структуры организации, и 25% респондентов такой подход позволяет быть мобильнее в своей деятельности.

Спроса нет…

В России иная ситуация. По мнению партнера консалтинговой компании «АЛЬТ» Дмитрия Сироткина, с одной стороны, интерес к аутсорсингу в кризис вырос, с другой — реальный спрос на ряд услуг изменился на доли процента или упал. Консолидированной отчетности по динамике рынка аутсорсинга в России нет, затрудняются оценить его объем и специалисты. Но по отдельным видам перемены отследить можно.

Так, по оценке ведущего аналитика исследовательской компании IDC по рынку IT-услуг Александра Прохорова, в 2009 г. доля IT-услуг хоть и показала рост по сравнению с 2008 г., но незначительный, всего на 0,9%. Надежда Коротовских, генеральный директор ООО «АКБЭСТ» (аутсорсер персонала), президент HR-ассоциации Петербурга, говорит о падении спроса на предоставляемые ее компанией услуги. Снижение произошло в том числе за счет того, что компании, которые привлекали персонал по аутсорсингу и до кризиса, в новых условиях отказались от этой практики. «Все просто, — говорит она, — сокращение объемов производства и услуг в кризис повлекло за собой сокращение рабочих мест. Работодатель, поставленный в условия выбора между штатным сотрудником и работником, взятым на аутсорсинг, расставляет приоритеты в пользу сохранения штатных сотрудников».

…интерес есть

По словам Дмитрия Сироткина, интерес к аутсорсингу компании проявляли из-за дефицита средств и возможностей. И он же стал одной из причин, по которой большинство компаний отказались от идеи передать в кризис часть функций на аутсорсинг, решив, что они больше сэкономят, если все будут делать сами.

Слова эксперта подтверждает Владимир Русанов, начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail. «Кризис не повлиял на передачу функций либо бизнес-процессов, — говорит он. — Он отразился только на стоимости оказываемых услуг, которые существенно подешевели за счет общего снижения заработных плат. Мы всегда ориентировались на собственный персонал».

«Разумеется, какие-то работы периодически передаются на аутсорсинг, — рассказывает об опыте «БТК девелопмент» его генеральный директор Дмитрий Абрамов, — но очень нерегулярно, и в дальнейшем мы планируем ориентироваться прежде всего на собственный персонал. Мы начали развивать функцию генподрядчика, усиливать свою службу эксплуатации недвижимости. Сейчас по истечении времени можно сказать, что это была однозначно верно выбранная политика».

Из своего кармана

Специалисты говорят о том, что в кризис особое распространение получила практика, когда компании создают свои карманные аутсорсинговые фирмы. Они либо специализируются на какой-то функции, например IT, либо в новую фирму переходит большая часть всех штатных работников, и с этой компанией головной офис заключает договор, по которому затем арендует этих работников. Смысл появления таких компаний единственный — оптимизация затрат, говорят специалисты. Ни о какой дополнительной ценности здесь речь не идет. Александр Прохоров считает, что для России такая практика не редкость. «Но это не аутсорсинг в традиционном смысле, — говорит он. — Потому что компании, по сути, открывают дочерние фирмы, куда уходят их же сотрудники, а внешних специалистов они не используют».

Причины, почему компании так действуют, те же самые, что и с вопросом, почему классический аутсорсинг не стал тем лекарством, на целебные свойства которого так уповали в начале кризиса. По словам Дмитрия Сироткина, потенциальные заказчики боятся потерять контроль над процессом, несмотря на то, что он, как правило, не ключевой в бизнесе. В кризис обострились также проблемы взаимодействия, надежности, доверия между заказчиком и аутсорсером. «Одним словом, аутсорсеры часто слабоваты и на них положиться сложно, — резюмирует эксперт. — Но главное: к аутсорсингу по-прежнему подходят как к тактическому инструменту, а не стратегическому выбору, как к бизнес-модели». Есть компании, которые по-прежнему не видят экономической выгоды, хотя она, по мнению Надежды Коротовских, очевидна. «Например, предприятие сокращает количество сотрудников на участке, — объясняет она. — При увольнении штатного сотрудника оно обязано за 2 месяца предупредить сотрудника и в течение последующих 3 месяцев выплачивать компенсацию в размере ежемесячной оплаты труда. Таким образом, при средней заработной плате 33 тыс. рублей (учитывая налоги) компания теряет 165 тыс. рублей плюс затраты на обучение, медосмотр, униформу и др. При сотрудничестве с аутсорсером компания-заказчик предупреждает его о снижении численности работающих сотрудников. Причем всего лишь за полмесяца-месяц в зависимости от договорных обязательств. И аутсорсинговая компания переводит сотрудника на другие аналогичные площадки, не увольняя его».

И все-таки она вертится

Несмотря на то что прогнозы о росте рынка аутсорсинга в кризис не сбылись, специалисты тем не менее продолжают надеяться на его рост в этом году.

«Предпосылки к этому есть, — говорит Дмитрий Сироткин. — Многие компании стали больше следить за своими расходами, их прозрачностью, а это повышает вероятность, что они прибегнут к аутсорсингу».

«Сегодня предприятия сектора FMCG набирают дополнительный персонал, а в автопромышленном секторе Северо-Западного региона многие заводы запускают вторые и третьи смены и переходят на круглосуточный режим производства. Эти процессы связаны прежде всего с увеличением покупательной способности. Объемы производства начинают расти, и соответственно следует прогнозировать рост услуг, связанных с аутсорсингом», — приводит свои доводы Надежда Коротовских.

Автор: Анжелика Тихонова

Источник: “Деловой Петербург

Обсуждение

Комментирование этой статьи недоступно.

Комментирование недоступно.

Бухгалтерские услуги и аутсорсинг

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031